Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича волнует умы поколений и никого не оставляет равнодушным. Очевидцы утопают в дискуссиях о том, действительно ли эта картина является искусством, есть ли в ней идея, и, если есть, то какова она. В этой статье мы бы хотели внести ясность в вековой спор и ответить на ряд вопросов.
Для начала хотелось бы осветить один важный момент: «Черный квадрат» - не самостоятельное произведение. Об этом мало кто знает, но картина является частью триптиха (трех картин, объединенной одной темой). В триптих также вошли «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Картина является родоначальницей стиля супрематизм. Помимо «Черного супрематического квадрата» (так звучит полное название картины) Малевич написал еще версию в красном и белом (белое по белому) цвете.
Является ли «Черный квадрат» - шедевром изобразительного искусства? Ответ будет сложным и неоднозначным: и да, и нет. Проникнуться мастерством художника не представляется возможным, т.к. квадрат действительно полностью черный на белом фоне. Этот довод мы отнесем к «нет». Но мы не должны упустить самое важное: тут в первую очередь важна идея, философия автора. И за идею эта работа – шедевр изобразительного искусства.
Есть ли идея у «Черного квадрата»? Поговорим немного о времени создания триптиха. Российская империя, 1915 год. Движение художников-передвижников изменило взгляд людей на искусство. Реализм царил на картинах мастеров с 1859 г. до появления творческого объединения «Мир искусства». Художники Лев Бакст, Кузьма Петров-Водкин, Михаил Нестеров перестали в своем творчестве следовать принципам реализма, изменив сюжеты картин и их стиль. Художники сочли реализм передвижников устаревшим и под влиянием западных тенденций начали поиск новых художественных решений.
К.Малевич наряду с В.Кандинским стал в авангарде новаторов. Стиль «супрематизм», основанный Малевичем, ни что иное, как самое яркое явление модернизма (авангарда). Отталкиваясь от кубизма, столь популярного на Западе, художник решил отказаться от всего, что, по его мнению, было лишним, устаревшим, оставив лишь суть, основу всего – простейшую геометрическую форму и цвет. Цвет – самая важная, первостепенная часть картины. По мнению Малевича, запирая его в сложные формы, художники оставляют цвет на вторых ролях. Свобода цвета от формы – вот философия К.Малевича. А «Черный супрематический квадрат» - основа его видения. Картина, где только цвет, свободный от формы, играет роль. «Чистое искусство», лишенное лишних деталей.
Имеет ли эта картина художественную ценность? В 1917 г. французский художник Марсель Дюшан представил на суд публики провокационную работу «Фонтан», выполненную в стиле «ready-made» (техника, в которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями). В роли фонтана выступал самый обычный писсуар с подписью «R.Mutt» (Р. Дурак). Главный посыл художника - абсолютно любой предмет может стать предметом искусства, если поместить это в музейное пространство с подписью автора.
Мы не зря упомянули скандальную работу Дюшана: Казимир Малевич действительно верил в живопись в отличие от французского художника. Он пытался найти новые решения, как и подавляющее большинство художников того времени. И Малевич нашел. Свое «чистое искусство», имеющее в основании целую философскую доктрину, он назвал «супрематизм». А «Черный квадрат» - одновременно апогей и отправная точка это художественного направления. Именно поэтому картина, собравшая вокруг себя рекордное число споров, совершенно точно является одним из самых ценных художественных экспонатов и очень важна для мировой истории искусства.