Магия голландского натюрморта

Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.
«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже. Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова
Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет, направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.

«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.

Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который,
при этом, может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.
Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения. При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.
Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

Магия голландского натюрморта
Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.
«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже. Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова
Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет, направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические
сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.
Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения. При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.


Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.
Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который, при этом, может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

Магия голландского натюрморта
Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.
«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже. Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова
Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет,
Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения.
«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает
Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который, при этом, может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические
сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.
вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.
При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.


Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.

Магия голландского натюрморта
Стиль голландского натюрморта таит в себе множество загадок. Это не просто картина в жанре натюрморта: это канон, который требовал от художника высочайшего уровня мастерства и знаний. Каждая картина не просто красиво написанные композиции – каждый элемент несет свой смысл. В голландских натюрмортах не один элемент не присутствует «просто так».

Стиль родился в Нидерландах в провинции Голландия, что известно нам из названия. В XVII в. именно в это стране натюрморт выделился в отдельный жанр, перестав быть часть сюжета картины, переняв в нем главенствующую роль. Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов, изображавшихся на групповых портретах.

Стиль голландцев проявился в повышенной детализации изображения. Если взглянуть на любой из натюрмортов, можно без помощи увеличительного стекла подробно рассмотреть каждую деталь картины. Мастерство художников превосходит все мыслимые границы. При этом произведения не являются по своей сути гиперреалистическими, т.е. их нельзя соотнести с фотографией.

Жанр голландского натюрморта имеет свои тематические направления. Каждое направление имеет собственные атрибуты и символы.

02 сентября 2020 г.
«Кухонные» натюрморты изображали подготовку к приготовлению обеда: кухонную утварь, овощи, рыбу, дичь. «Охотничьи» натюрморты отличались демонстрацией охотничьих трофеев (битой дичи) и снаряжения (ружей, фляг, экипировки). Работы могли быть как скромных, так и весьма впечатляющих размеров. Их примеры можно посмотреть в петербургском Эрмитаже.

Представители направлений: Франс Снайдерс. Виллем ван Алст, Ян Веникс.

Вероника Комарова
Важным принципом направления «Завтраки» («Накрытые столы») была передача на картине интимности, что достигалось использованием художниками приглушенных тонов серых и коричневых оттенков. На картинах этого вида голландского натюрморта важное значение играет свет, направление которого мы можем проследить, будто солнечный луч из окна освещает затейливые стеклянные бокалы и фужеры, металлические
сосуды и тарелки, ножи, фрукты, пироги и деликатесы из моллюсков. Одной из отличительных черт направления «Завтрак» является обязательное наличие на плоскости стола белой скатерти.

Представители направления: Питер Клас, Виллем Клас Хеда.
Пожалуй, одно их самых эффектных направлений, это Цветочные голландские натюрморты. Это направление одним из первых выделилось в самостоятельный поджанр. Цветы для картин писались с натуры поскольку ценилась точность и достоверность изображения. При выборе цветов для натюрморта основными критериями были их красота, редкость, а также символизм цветка. Изображение насекомых и раковин являлось неотъемлемой частью цветочного голландского натюрморта и связано опять же с символизмом картины.

Изначально в цветочных натюрмортах превалировали вертикальные композиции. Именно тогда художниками был выработан прием с размещением ваз с букетами цветов в ниши, который станет широко использоваться в дальнейшем.

Представители направления: Бальтазар ван дер Аст, Ян ван Хёйсум, Ян Давидс де Хем.
«Роскошные» натюрморты поражают свой яркостью и пышностью. На картинах подробно изображены различные деликатесные яства, изящная золоченая и серебряная посуда, фрукты и дорогие ткани. Тематика и эстетика этого вида натюрморта отражает вкусы буржуазии второй половины XVII века, её стремление к богатству, изяществу и роскоши. «Роскошный» натюрморт легко отличить от «Завтрака» по теплому колориту и насыщенной цветовой гамме. Представители направлений: Ян Давидс де Хем, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен.

Аллегорические «Ученые» натюрморты или «vanitas» (лат. суета сует) демонстрируют зрителю бренность бытия и напоминают о неизбежном конце. Главным элементом данного вида голландского натюрморта является человеческий череп, который,
может не являться центром композиции. Помимо черепа на картине изображались книги, свитки, тюльпаны, погасшие свечи, игральные карты и кости, курительные трубки, часы и музыкальные инструменты. Согласно философскому контексту направления, изображаемые предметы были размещены на плоскости нарочито небрежно, демонстрируя пренебрежительное отношение к их материальной ценности и тщетность людских деяний.

Каждая работа, выполненная в стиле голландского натюрморта, подписана автором. Подписи вписаны в картину, являясь ее частью. Поэтому искать их следует на изображениях неодушевленных предметов: плоскости стола, каменной плите или листе бумаги.